Знак четырёх

Объявление

Началось новое приключение

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Знак четырёх » литературный раздел » Мифические животные


Мифические животные

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Аццы!
Аццы в саамской мифологии - женщина-паук(лягушка).
Сказка "Старуха и Аццы":
     Жили в лесной глуши у небольшого озера две вдовы. Леск-Агка - вдова саама-охотника, обыкновенная женщина. Аццы - вдова лесного жителя и сама лягушка.
Подрастал у Леск-Агки сынок. Мать на него нарадоваться не может:" Вырастет - охотником будет. Мясо в доме появится, пойда, на оленьей постели кости свои старые отогрею". Думает она так, а сама сосновую кору растирает, чтобы кашу из неё сварить. Надо как-то голод пережить.
Аццы свою дочь в люльке качает, тоже думает: " Девка, она и есть девка. На охоту не сходит, мяса не добудет, а вырастет - замуж отдать придётся. Останусь я на старости лет одна. Хорошо вдове охотника, сын у неё".
И задумала Аццы недоброе. Однажды подкралась к веже вдовы охотника, когда та в лес за дровами ушла, взяла её сына, а на его место свою дочь положила.
И убежала с чужим сыном далеко в лес, на другое озеро.
Вернулась Леск-Агка домой, подошла к зыбке, видит, лежит в ней дочь Аццы. Заплакала горько, да делать нечего. Стала дочь Аццы растить.
Прошло много лет. Вырос у Аццы-лягушки человеческий сын. Мать свою родную совсем не помнит. На охоту ходит. У Аццы всегда мясо в котле варится. Живёт она, горя не знает. Вот только стало парня Аццыного из дома к людям тянуть. Понял он тогда, что роду-племени он не лесного, а человеческого. Недалеко от Аццыной он вежи другую сделал, как у людей. И стал жить в ней.
Однажды охотился он на оленя-дикаря и забрёл на дальнее-дальнее озеро. Видит: стоит ветхая вежа, тонкий дымок из неё вьётся.
"Кто же в таком скверном жилище живёт?" - подумал парень.
Заглянул потихоньку в ряппень: сидит у очага старуха, каша сосновая на огне парится, даже жиринки в ней не плавает. Жалко стало парню бедную старуху, отрезал он от оленя, что на охоте добыл, кусок и через ряппень в котёл с кашей опустил.
Смотрит старуха: в котле блёстки жира. " Откуда им взяться? - удивляется. - Много лет в доме пойды не водилось".
А парень к Аццы вернулся. Да только никак забыть не может бедную старушку. Всё время его в ту сторону тянет. Куда бы ни пошёл охотиться, всё равно на обратном пути мимо бедной вежи пройдёт. Подберётся незаметно, опустит в ряппень кусок мяса и обратно спешит.
Один раз он долго в ряппень смотрел. Старушка опять у огня сидит, а рядом с ней дочка Ацекнийд. Удивился парень: уж очень Ацекнийд на Аццы, мать его, похожа. Опустил он в котёл через ряппень мясо и ждёт, что дальше будет. Ацекнийд и говорит Агке:
-Смотри, кто-то опять в котёл мясо опустил, жир поверх каши плавает.
Посмотрела старуха в котёл и тихо так сказала:
- Было бы у меня мясо и сало всегда, если бы мать твоя сына у меня не украла. Он, уже, наверное, охотником стал, как его отец. А аццы, поди, вся жиром заплыла, за нас с тобой ест.
Услышал это парень, задумался.
В другой день после охоты опять к старушкиной веже завернул. Видит: сосновой каши ещё меньше, чем в прошлый раз, варится. Положил в котёл незаметно кусок мяса, смотрит, что дальше будет.
Ацекнийд первая жиринки на каше приметила, обрадовалась:
- У нас опять каша с мясом.
Посмотрела струшка - и правда.
- Что ж, не привелось есть от промысла сыновнего, зато нашлись добрые люди, пожалели нас в нашей бедности.
Так захотелось парню в вежу войти да расспросить обо всём старушку! Через силу ушёл.
Вернулся домой и думает: "Наверное, это моя мать. Меня всегда к той веже тянет, и каждый день я всё про ту старушку думаю".
Еле утра дождался, стал опять на охоту собираться. Аццы удивляется:
- Зачем на охоту идёшь? Мясо у нас есть.
Почувствовала она что-то неладное. Стала его расспрашивать, где он ходит, что видит. Сын отговаривается, не хочет свою догадку открыть. Ушёл он в тундру, добыл оленя и прямо к старушке завернул.
- Здравствуй, старушка, - говорит ей. - Много я ходил по тундре, устал, оленя жирного добыл. Не приготовишь ли поесть мне? И сама с дочерью сыта будешь.
- Иди к огню поближе, гость желанный, - приглашает старушка. - Расскажи, откуда ты пришёл, где живёшь. Живы ли старики твои?
- Далеко от этих мест моя вежа, - отвечает парень. - А мать моя Аццы на твою дочь похожа, что две капли воды.
Рассказала тут ему старушка, что Аццы у неё сына украла, когда он в зыбке лежал, а ей Ацекнийд оставила.
Тут парень ей и сказал, что давно вокруг её вежи ходит, тянет его сюда. Обняла его старушка, прижала к груди, и оба почувствовали: и правда, они мать и сын.
Стали думать, как дальше быть. Аццы, как узнает обо всём, их в покое не оставит. Коварная она, лягушка эта, везде их найдёт и погубит. И дочку Ацекнийд старушке жалко, столько лет с ней прожила, добру учила.
- Пусть с нами живёт, - порешили они. А Аццы обманом надумали погубить.
Вернулся сын к Аццы и говорит ей:
- Завтра невесту в дом приведу.
Осерчала Аццы, не хочет, чтоб парень женился. И перечить не смеет. " Ну, - думает Аццы, - я на невестку порчу наведу, её сын из дома выгонит".
Поехал наутро сын как бы за невестой. А сам к матери своей. Нарядил её, повёз в дом к Аццы. А перед тем дал матери рукавицу-койбицу, и золы в неё насыпал, и говорит:
- Аццы к тебе навстречу выйдет, ударь её этой рукавицей, она и дух испустит.
Вышла Аццы "невесту" встречать, старушка ей койбицей по голове ударила. Аццы и конец пришёл. Привязал сын Аццы к оленю, стеганул его. Помчался олень  по варакам и кегорам - Аццы в прах по ним рассыпалась. И стали там расти, кроме ягеля, другие мхи - красный и чёрный. Олень такие не ест. Долго саамы думали, на что те мхи сгодиться могут. Красный мох стали детям как подстилки в зыбки класть, а чёрный - тупы и карбасы конопатить.
А сын со своей матерью и Ацекнийд долго и счастливо жили.
(Взято из книги "Семилетний стрелок из лука" в обработке Евгения Пация)

0

2

Криосфинксы — существа с телом льва и головой барана (символизировавшие бога Амона). Криосфинксы выстраивались по обе стороны дороги, ведущей в храм.
Функция — несли охрану древних некрополей, безмолвно призывая к молчанию.
В наши дни можно увидеть аллею криосфинксов в Карнаке, Луксор.http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/6/6a/Cryosphinx.jpg/800px-Cryosphinx.jpg

0

3

Буто(иное имя Вазит). Место обитания и появления легенды:Древний Египет. Цвета:красный, синий и золотой.
Буто- богиня фараонов Древнего Египта. У неё тело кобры, голова и крылья грифа. Обладающая большой силой, Буто защишала людей от врагов. Тутанхамон носил на голове золотой обруч с изображением этого божества.
Иногда Буто изображают с короной на голове в виде красного солнечного диска.
Уто или Уаджит — в Древнем Египте богиня в виде красной кобры, покровительствовавшая одноимённому городу в дельте Нила, всей дельте, росшему в ней папирусу и, в конечном счёте, всему Нижнему Египту и его правителям — фараонам. Изображалась в виде кобры, которая вьётся вокруг папирусного стебля (ср. кадуцей).
В древнеегипетской мифологии «папирусоцветная» богиня выступала как кормилица юного Гора, которая помогла его матери Исиде спасти ребёнка от вероломства Сета, когда та пряталась в болотах Дельты. Сходство этого мифа с древнегреческим рассказом о пребывании Аполлона и Латоны на Делосе привело к тому, что в эллинистический период Уто (или Буто, как её называли греки) стали отождествлять с Латоной.
Фараоны считали источником своей царской власти и непобедимости в войнах покровительство богинь-защитниц Нижнего и Верхнего Египта — Уаджит и Нехбе, соответственно. По этой причине их изображения были необходимой принадлежностью царского убора, причём Уаджит стилизованно представлял налобный урей.

0


Вы здесь » Знак четырёх » литературный раздел » Мифические животные